Освещение на рабочем месте при печати на струйных принтерах - весьма важная компонента процесса работы с системами управления цветом. У вас может быть откалиброванный принтер, но изображение на экране будет сильно отличаться от отпечатка. Почему?
Важной характеристикой отпечатка является так называемая tone stability - стабильность тона - характеристика, показывающая, как меняются цвета отпечатка при изменении источника освещения. Наиболее заметно это при просмотре отпечатков в градациях серого.
Обьяснение этому явлению в том, что все воспринимаемые человеческим зрением предметы имеют сложный спектр отражения, который человек воспринимает через свой зрительный аппарат, который, как и колориметр, оценивает его по трем отсчетам - красному, синему и зеленому. Источники освещения, в свою очередь, также имеют разный спектр излучения. В результате получается так, что, например, квадрат, напечатанный на бумаге, воспринимается как серый при одном освещении (дает одинаковые стимулы R, G, B глазу), при другом же освещении этот баланс нарушается и квадрат уже не выглядит как серый, а приобретает некий оттенок.
В идеале отпечаток (снимок) должен выглядеть одинаково при любом освещении, на практике это не так, хотя производители всячески стремятся улучшить характеристики тоновой стабильности своих систем бумага-чернила - именно систему, так как оптимизация идет совместная.
В разделе ОХВАТЫ приведены некоторые данные, позволяющие оценить это явление. Стабильность цветового тона характеризует индекс цветового непостоянства – расстояние между цветовыми координатами одного образца при разных источниках освещения, описываемая величиной dE.
Основные рекомендации при профессиональной работе с цветом изложены в следующих документах:
ISO 3664:2000 - "Условия просмотра - полиграфия и фотография " (Viewing Conditions -- for Graphic Technology and Photography)
ISO 12646 - "Графическая Технология – Дисплеи для цветопробы. Характеристики и условия Просмотра" (Graphic Technology -- Displays for Color Proofing -- Characteristics and Viewing Conditions)
Параметр |
ISO 3664 |
ISO12646 |
Источник света | CIE D50 | CIE D50 |
Индекс цветопередачи (CRI) | 90 и более | 90 и более |
Индекс метамеризма D50 | Менее 4 | Менее 4 |
Отражённый свет (точка белого) |
CIE D50 (5000K) | CIE D50 (5000K) |
Отражённый свет (область редактирования) |
От 64 до 32 Lux ( или ниже) | 32 Lux ( или ниже) |
Отражённый свет (область просмотра) |
От 1500 до 2500 Lux | От 1500 до 2500 Lux |
Отражённый свет (посторонний) |
Глухо задрапированы все окна и др. посторонние источники света. | Глухо задрапированы все окна и др. посторонние источники света. |
Отражённый свет (блики) |
Никаких отражений на мониторе от источников света, одежды оператора и т.д. | Никаких отражений на мониторе от источников света, одежды оператора и т.д. |
Монитор (точка белого) | CIE D65 | CIE D50 |
Монитор (яркость белого) | 75 cd/m2 – 100 cd/m2 | 80 cd/m2 – 120 cd/m2 |
Окружающие поверхности | Светло серые поверхности L*=74, c коэффициентом отражения 60% и менее. | Светло серые поверхности L*=74, c коэффициентом отражения 60% и менее. |
Для работы дома достаточно выполнить основные из них: расположить монитор так, чтобы в поле вашего зрения не было предметов (фона) светлее (окно, лампы) или темнее (черные предметы, шторы) самой светлой и самой темной точек экрана монитора, а также ярких цветных предметов. Если это не выполняется, ваш глаз будет адаптироваться по этим цветам, а не по изображению на экране, и восприятие картинки может нарушиться. Плохо, если ваше рабочее место направлено к окну, разве что оно глухо закрыто черными или серыми шторами - цветные шторы нарушат адаптацию.
И - самое главное - при сравнении отпечатка с экраном нужно его правильно осветить. Стандартно в соответствии в приведенной выше таблицей профили принтеров строятся под источник света D50. Поэтому лампа должна иметь цветовую температуру 5000K и цветовой индекс CRI (характеризует, насколько источник света близок к стандартному, наилучшее значение - 100) не менее 90.
Как правильно осветить рабочее место
1. Использовать лампы типа Osram Lumilux De luxe 954 (5000 K, CRI>95)
Такие лампы продает, например, фирма Lampa28. Это интернет-магазин, имеющий свои торговые точки в Москве в разных местах, например, на Горбушке. Требуемые вам лампы нужно заказывать заранее, чтобы их подвезли со склада в удобную для вас точку. Можно заказать и товар на дом. Лампы бывают диаметром 16 мм (мощностью 8 и 13 ватт) и 26 мм (мощностью 15, 18 и 36 ватт). Светильники для этой лампы можно найти там же.
Мой опыт показывает, что лампы диаметром 16 мм обеспечивают недостаточную яркость освещения отпечатка, зато они короче. Можно поставить параллельно 2 лампы либо использовать лампы диаметром 26 мм.
Подобные лампы выпускает и фирма Philips, однако они редко бывают в продаже и поставляются под заказ.
2. Использовать галогеновые лампы с фильтром - типа Osram Decostar 51 Cool Blue
Цветовая температура такой лампы 4000-4200 K, CRI -90-92, у нее нестандартный цоколь и питание 12 вольт, предназначена она для подсветки витрин (в частности, ювелирных изделий), поэтому настольную лампу с таким цоколем и трансформатором на 12 В найти трудно. У такой лампы довольно узкий световой луч, и качественный свет - только в центре круга освежения, не всегда полностью охватывающий лист формата A4, поэтому он, по моему мнению, подходит для рассматривания лишь маленьки фотографий.
Подходящие для этой лампы светильники выглядят так или так.